В Санкт-Петербурге прошел XXI Всероссийская научно-практическая конференция «Фаизхановские чтения» на тему «Ислам в России: история и культура»

1

Новейшие результаты в области фаизхановедения представляют сегодня в Институте Восточных рукописей в Санкт-Петербурге. В северной столице собрались ведущие российские фаизхановеды, религиозные и государственные деятели, представители научной и культурной элиты, сотрудники музеев, представители СМИ. Участники конференции обсуждают вопросы, связанные с историей и культурой ислама в России, а также в ходе конференции будут представлены новейшие исследования и проекты в области изучения и популяризации наследия выдающегося теолога-востоковеда, историка, лингвиста, муллы Хусаина Фаизханова (1823–1866).
Приветствие духовного лидера мусульман России председателя ДУМ РФ главного муфтия Равиля Гайнутдина огласил зампред ДУМ РФ по делам образования и науки, проректор МИИ по научной работе Ренат Ислямов. В приветствии муфтия Гайнутдина участникам Фаизхановских чтений было отмечено: «Время показало, что идеи муллы Хусаина Фаизханова и сегодня обретают свою актуальность, раскрывая с каждым изданием и новым исследованием грани его жизни и ученой мысли. Мы видим его весомый вклад в российскую науку, историю, равно как и исламскую культуру. Отсюда тема XXI «Фаизхановских чтений», озаглавленная как «Ислам в России: история и культура» оказывается, как нельзя кстати, не только для популяризации его идей и наследия, но и для самого широкого рассмотрения…»
Открывая конференцию член-корреспондент РАН, директор ИВР РАН Ирина Попова, охарактеризовала Хусаина Фаизханова как просветителя, теолога и востоковеда, тесно связанного с санкт-петербургским академическим востоковедческим сообществом. Она напомнила, что с Институтом восточных рукописей (в XIX веке – Азиатским музеем императорской Академии наук – прим. ред.) связан значительный период жизни и научного творчества Фаизханова, который в этих стенах работал с рукописями из собрания Азиатского музея под руководством директора Азиатского музея Императорской академии наук Б.А. Дорна.
Первый заместитель председателя ДУМ РФ ректор МИИ доктор теологии муфтий Дамир Мухетдинов выступил с расширенным докладом по развитию фаизхановедения за последние два десятилетия. Он отметил, что активное изучение наследия Фаизханова началось с 2004 году, когда на Нижегородчине впервые прошли Фаизхановские чтения. Ныне Фаизхановские чтения – по словам доктора Мухетдинова – являются старейшими отечественными научными чтениями, проводимыми духовными организациями российских мусульман. В докладе доктора Мухетдинова прозвучали имена Миркасыма Усманова, Сайяра Сабирова, Умара Идрисова, Гаяза Закирова, Сергея и Ольги Сенюткиных, Айдара Хабутдинова и Айдара Юзеева, Дамира Хайретдинова, чьими усилиями состоялось становление фаизхановедения в ХХI веке.
По словам профессора, ведутся масштабное изучение, перевод и издание трудов Хусаина Фаизханова. В частности, изданы и готовятся к изданию новые книги в подсерии “Наследие Хусаина Фаизханова”, а также основана новая подсерия “Памятники письменности исламской культуры”. В рамках последней подсерии уже увидела свет книга «История ислама в Дагестане» на основе рукописи, переписанной Хусаином Фаизхановым.
Дамир Мухетдинов сообщил, что Фаизхановские чтения на протяжении 17 лет проводятся при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
В докладе профессора кафедры отечественной истории и архивоведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета (г. Казань) доктора исторических наук Диляры Усмановой прозвучал экскурс в изучение наследия Х. Фаизханова в ХХ веке. Профессор Казанского университета отметила выдающуюся роль Ризаэтдина Фахретдина в сохранении эпистолярного наследия ученого, опубликованного на страницах журнала ” Шура”. В 1920-е годы особое внимание было приковано к взглядам Фаизханова на систему просвещения и образования мусульман, в том числе сознание светской национальной школы. О просветительской роли Хусаина Фаизханова писали Джамалиддин Валиди, Галимджан Ибрагимов и Насых Мухутдинов, внесший большой вклад в создание советской системы образования. В годы репрессий практически все они трагически погибли, поэтому озрождение интереса к фигуре великого ученого стало возможно только в середине 1960-х годов. Будущий автор единственной в советское время монографии выдающийся историк в последствии профессор Казанского государственного университета Миркасым Усманов увлекся фигурой Хусаина Фаизханова еще в студенческие годы, под влиянием журнала “Шура” Ризаэтдина Фахретдина. Миркасым Усманов стал ключевой фигурой в возрождении фаизхановедения в ХХ веке.
Доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, руководитель Центра изучения истории ислама в России Московского исламского института (г. Казань) Айдар Хабутдинов в своем докладе сконцентрировался на политико-правовых взглядах Хусаина Фаизханова, которые прослеживаются из его трудов, посвященных историческим государственным образованиям российских мусульман, в частности, его сочинениям “Касимовское ханство” и “История Казани”, а также из личной переписки ученого. Фаизханов был одним из первых татарских идеологов, осмыслявших правовые основы развития тюрко-татарской нации в составе российского государства накануне перехода российской государственности от абсолютистской монархии к форме правового государства. Хусаин Фаизханов был убежден в необходимости развития тюрко-татарской мусульманской уммы России – вместе с русским народом в составе российского государства. Позднее эти идеи развили просветитель Исмаил Гаспринский, богослов и историограф Шихабутдин Марджани. Айдар Хабутдинов подчеркнул, что в богословской традиции концепцию правового государства и народного суверенитета развил Риза Фахретдин, который был виднейшим исследователем наследия Хусаина Фаизханова.
В рамках форума состоялось пленарное заседание, проходят заседания по секциям – «История и культура ислама в России» и «Хусаин Фаизханов: изучение и популяризация наследия». Среди участников секционных заседаний – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, научный сотрудник Московского исламского института (г. Москва) имам Ислам Зарипов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и мировой политики, начальник научно-исследовательской лаборатории «Историческая компаративистика, регионоведение и развитие восточноазиатских территорий» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Ольга Сенюткина, кандидат исторических наук, заведующий Крымским научным центром Института им. Ш. Марджани АН РТ (г. Симферополь) Эльдар Сейдаметов, руководитель Департамента образования и науки ДУМ РФ Ильгизар Давлетшин, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия доктор философских наук Айдар Юзеев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского Центра РАН Марсиль Фархшатов, руководитель секретариата Международного мусульманского форума Ильяс Садулин.
На круглом столе форума обсудят вопросы, связанные с подготовкой энциклопедического словаря “Ислам в Российской Федерации”. В круглом столе примут участие муфтий Дамир Мухетдинов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения истории ислама в России Московского исламского института, преподаватель факультета среднего профессионального образования Оренбургского государственного аграрного университета Денис Денисов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Марина Имашева.
На полях Фаизхановских чтений в Санкт-Петербургском Союзе художников (ул. Большая Морская, д. 38, зал «Квадрат»,) открывается выставка «Хусаин Фаизханов: теолог-востоковед».
Организаторы этого значимого научного форума – Духовное управление мусульман РФ, Институт восточных рукописей РАН, Московский исламский институт при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и благотворительного фонда «Сафмар».