12 января 2022 года в Казани стартовал процесс написания рукописного Корана. Сейчас написание текста уже завершено, и Коран проходит проверку. Об этом рассказал профессиональный хаттат и выпускник Центра арабской каллиграфии и исламских искусств «Ан-Намир аль-Мухаттат» при РИИ Артур Писаренко в интервью «Миллиард.Татар».
«Там очень много моментов, требующих выработки консенсуса комиссии по науке Расм. Этими вопросами занимаются Муфтий Камиль хазрат и шейх Маъмун ар-Рави, ученый из Дубая, богослов, глава Комиссии по подготовке Корана Дубайской международной премии Священного Корана (DIHQA), обладатель наивысшей степени по хифзу (запоминание наизусть) Корана, потомок пророка Мухаммада ﷺ, он много лет писал книгу по науке Расм (наука по написанию текста Корана – ред.) и изучал многие сложные вопросы. Например, многие Мусхафы, которые были написаны в мире, опираются на определенное количество источников – например, на 4-5, что очень мало, по словам Шейха. Казанский же Коран был написан, опираясь на 11 источников именно по этой направленности Если говорить просто, то есть каноническая версия написания Священного Корана – «ар-Расм аль-Усмани», особый стиль орфографии арабского письма, принятый при кодификации Корана при третьем халифе ‘Усмане в 7 веке. Внутри этого расма есть вариации написания различных слов и букв, то есть в одно время в Ливии писали одним способом, в Сирии – по-другому. Шейх Маъмун очень много времени посвятил изучению этих тонкостей и свои знания он тоже реализует в нашем Мусхафе», – отметил Писаренко.
Рассказал он и об особенностях казанского мусхафа. «Наш мусхаф хранится не просто в рукописном виде на бумаге, здесь есть отдельный момент. Недавно на конференции я выступал с презентацией нашего метода. Например, я видел как Катаре тоже пишут Коран, у них свои особенности. Они пишут текст на гигантском листе и сканируют его, потом как бы улучшают что-то в фотошопе (делают т.н. электронный тасхих), пишут сам текст без огласовок и без точек (возможно, чтобы избежать неточностей), затем комиссия сама расставляет огласовки, как бы получается, не только хаттат занимается написанием Корана напрямую. Мне кажется это странным, так как хаттаты это отдельные ученые, которые посвящают себя только науке написанию хатта, странно, что кто-то лезет в их непосредственную работу. Но это арабы – у них могут быть свои тонкости в этом вопросе. В той же Турции, например, сам хаттат делает все на свое усмотрение, потому что он является специалистом в этом».