Неуважение учителей, учёных и вообще взрослых людей – болезнь сегодняшнего времени и, соответственно, очень актуальная тема. Из-за недостаточной воспитанности нынешняя молодёжь относится очень халатно к вопросам уважения, хотя очень многое зависит именно от этого.
Уважение играет большую роль в достижении знаний и благодати в Исламе. Великие учёные, такие как Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, Саид-афанди аль-Чиркави, Хасан хильми аль-Кахий и другие (да будет доволен ими Аллаха) говорили:
«Не возвысилась степень человека иначе, чем соблюдением уважения и не упал уровень человека иначе как оставлением уважения», будь это духовная степень (макам) или степень физическая (явные знания).
Потому как учёные – наследники Пророка (мир ему и благословение), значит, уважение тоже должно соответствовать их статусу.
В этом материале мы рассмотрим этику отношения ученика к учителю-учёному, и это следующие пункты, которые установили учёные, руководствуясь Кораном и сунной:
1) Начинать первым приветствие, в знак уважения и почитания и самому подойти к учителю.
2) Не вести лишние разговоры перед учителем
3) Не говорить и не рассказывать о том, о чём не спросил учитель.
4) Не спрашивать учителя (о чем- либо) без разрешения, то есть спросить разрешение сначала задать вопрос.
5) Не говорить учителю в знак возражения (его ответу или рассказу о чем – либо): «Кто-то… кто-то наоборот сказал» и т.д., то есть не перечить учителю.
6) Не нужно указывать, что учитель ошибся, показывая свое знание в данном вопросе.
7) Не принято, чтобы ученик переговаривался с рядом сидящим в присутствии учителя, как у нас это часто бывает.
8) Уважительный ученик не будет смотреть по сторонам, а будет сидеть спокойно и покорно перед учителем, опустив голову.
9) Не будет много вопросов задавать, если учитель не в духе, также докучать уточнениями.
10) Не будет задавать вопросы на ходу, то есть при ходьбе.
11) Не станет резкие делать выводы и плохо думать об учителе, видя деяния учителя, если, по мнению ученика, это противоречит Исламу, ибо мудрость того или иного поступка знает сам учитель. В такой момент пусть вспомнит историю пророка Хизри и Мусы (мир им и благословение), как Муса (мир ему и благословение) считал, что Хизры был не прав, смотря на его дела, а оказалось, что Хизри (мир ему и благословение) был прав.
12) Если учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.
13) Ученик не должен повышать голос в присутствии учителя.
14) Желательно не называть учителя по имени, а обратиться к нему «Муаллим» или просто «Учитель».