Как надо уважать учителя

543

Неуважение учителей, учёных и вообще взрослых людей – болезнь сегодняшнего времени и, соответственно, очень актуальная тема. Из-за недостаточной воспитанности нынешняя молодёжь относится очень халатно к вопросам  уважения, хотя очень многое зависит именно от этого.

Уважение играет большую роль в достижении знаний и благодати  в Исламе. Великие учёные, такие как Абу Ханифааш-ШафииМаликАхмад ибн ХанбальСаид-афанди аль-ЧиркавиХасан хильми аль-Кахий и другие (да будет доволен ими Аллаха) говорили:

«Не возвысилась степень человека иначе, чем соблюдением уважения и не  упал уровень человека иначе как оставлением уважения»,  будь это духовная степень (макам)  или степень физическая (явные знания).

Потому как учёные – наследники Пророка (мир ему  и благословение), значит, уважение тоже должно соответствовать  их статусу.

В этом материале мы рассмотрим этику отношения  ученика к учителю-учёному, и это следующие пункты, которые установили  учёные, руководствуясь Кораном и сунной:

1)  Начинать первым приветствие, в знак уважения и почитания и самому подойти к  учителю.

2) Не вести лишние разговоры  перед учителем

3) Не говорить и не рассказывать о том, о чём не спросил учитель.

4) Не спрашивать учителя (о чем- либо) без разрешения, то есть спросить разрешение  сначала  задать вопрос.

5) Не говорить учителю в знак возражения (его ответу или рассказу о чем – либо): «Кто-то… кто-то  наоборот  сказал»  и т.д., то есть не перечить учителю.

6) Не нужно указывать, что учитель ошибся, показывая свое знание в данном вопросе.

7) Не принято, чтобы  ученик  переговаривался   с рядом сидящим в присутствии учителя, как у нас это часто бывает.

8) Уважительный ученик не будет смотреть по сторонам, а будет сидеть спокойно и покорно перед учителем, опустив голову.

9) Не  будет много вопросов задавать, если учитель не в духе, также докучать уточнениями.

10) Не будет задавать вопросы на ходу, то есть при ходьбе.

11) Не станет  резкие делать выводы  и плохо думать об учителе, видя деяния учителя, если, по мнению ученика, это противоречит Исламу, ибо мудрость того или иного поступка знает сам учитель.   В такой момент пусть вспомнит историю пророка Хизри и Мусы (мир им и благословение), как Муса (мир ему и благословение) считал, что Хизры был не прав, смотря на его дела, а оказалось, что Хизри (мир ему и благословение) был прав.

12) Если учитель встал, то пусть ученик тоже встанет.

13) Ученик не должен  повышать голос  в присутствии  учителя.

14) Желательно не называть учителя по имени, а  обратиться к нему «Муаллим» или просто «Учитель».