Имам Абу Ханифа ан-Ну’ман

Имам Абу Ханифа ан-Ну’ман. Биография

Ан-Ну’ман бин Сабит бин аль-Марзубан принадлежал к знатной персидской семье и родился в столице Афганистана Кабуле. Его дед аль-Марзубан принял Ислам в период правления Умара, да будет доволен им Аллах, и перебрался на жительство в Куфу.

Согласно наиболее распространенному мнению, Абу Ханифа родился в Куфе в 80 году хиджры.

Имам Абу Ханифа воспитывался в Куфе в богатой, благочестивой и знатной семье и, скорее всего, был единственным сыном у своих родителей. Его отец торговал шелком в своей лавке в Куфе, которая перешла по наследству к сыну после его смерти.

Абу Ханифа еще в детстве выучил наизусть Коран. Скорее всего, он не учился ни у кого из улемов, а сидел в лавке своего отца, пока не повстречался с Аш-Ша’би, улемом из числа последователей. Эта встреча открыла имаму, да помилует его Аллах Всевышний, путь к великому благу. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Мекку и Медину для совершения Хаджжа.

Постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение. С этой целью он более двадцати семи раз приезжал в Басру, где вел споры, защищая Шариат от всего сомнительного, и того, с чем хотели его связать заблудшие. Это продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не приобрел большую известность, хотя было ему всего лишь двадцать лет. С этого времени в мечети Куфы стал собираться кружок его учеников, которые занимались изучением таких наук. Потом имам занялся изучением фикха у шейха Хаммада бин Абу Сулеймана. Благодаря своей памяти и воспитанности он превзошел сверстников и тех, кто присоединился к кружку шейха раньше него, благодаря чему шейх приблизил его к себе и стал сажать Абу Ханифу в центр круга.

Его отношение к шейху было достойно удивления. Так, например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот не выходил на молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не потягивал ноги в сторону дома своего шейха Хаммада. Когда же Абу Ханифа молился, то обращался к Аллаху с мольбами за своего шейха и его родителей.

В таком положении он провел восемнадцать лет, вплоть до самой смерти Хаммада, да помилует его Аллах Всевышний, а после его смерти ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу Ханифа, и дальше они будут учиться у него. Таким образом он стал лучшим преемником прекрасного предшественника.

Аллах Всевышний почтил имама еще тем, что по Его воле у Абу Ханифы были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех случаях, когда он был близок к их совершению.

В жизнеописании Йахйи бин Закарии бин абу Заида, которое приводится в книге шейха ‘Абд аль-Кадыра аль-Кураши под названием «Аль джауахир аль-Мудийа», сообщается. что Асад бин аль-Фурат сказал: «Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось сорок человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд ат-Та’и, Асад бин Амр, Йусуф бин Халид ас-Самти и Йахйа бин Закарийа, шейх Ахмад аль Макки аль-Харезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый их которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом в разных краях Земли.

Передают со слов ас-Саймари, что кади Шурайх сказал: «Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил:

«Познав дозволенное и запретное, ты обрел самое большое богатство».

Он отличался большим умом и мало спорил с ними. Абу Йусуф рассказывал:

«Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришел мой отец и сказал: «О, сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в нем!» — и тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знаний так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а когда увидел меня, спросил: «Что заставило тебя покинуть нас?» Я ответил: «Поиски заработка», а когда люди вернулись, и я хотел уйти, он дал мне кошелек с сотней дирхемов и сказал: «Расходуй эти деньги, а когда они закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок».

Через некоторое время он дал мне еще сто дирхемов, и каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне еще сто дирхемов, будто ему сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ему ничего не говорил. Так продолжалось до тех пор, пока я не узнал все, к познанию чего стремился. Да будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!»

Имам Абу Ханифа был смугловатым человеком, выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями. Он отличался крайней худобой, ибо из-за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.

Абу Ханифа относился к числу улемов трех первых веков существования Ислама, который посланник Аллаха назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших наших предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.

Что касается его поклонения, то сообщается, что Хафс бин ‘Абд ар-Рахман сказал:

«Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал милостыню».

Аль-Мууаффак передал, что Букайр бин Ма’руф сказал:

«Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествия, ни тогда, когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека, который отличался бы большим рвением, чем он! Днем соблюдал пост, а ночью молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что им было трудно понять».

Йахйа бин Са’ид аль-Каттан сказал:

«Мы проводили время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, по лицу его мне было видно, что он боится Всемогущего и Великого Аллаха».

Аль-Муаффак передал, что Мис’ар бин Кудам сказал: «Однажды, когда я шел по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: «О, шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?» и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришел в себя, сказал ему: «О, Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!», на что он ответил: «Я боюсь, что эти слова были внушены ему».

О достоинствах имама свидетельствует то, что когда умер его отец Сабит, оставивший ему сто тысяч дирхемов, не считая имущества, он все израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а на себя лично он тратил только по два дирхема в месяц.

Мазхаб (богословско-правовая школа) имама Абу Ханифы распространился из Куфы по территории Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, Китая, Японии, Туркестана, Шама, Египта, Магъриба и Андалусии. Получил распространение также и на территории всей Европы, а именно на Кавказе, в Крыму, в Польше, Румынии, Болгарии, Австрии, Турции, Греции, Югославии и Албании. Отдельные положения ханафитского мазхаба и ныне используются при вынесении фатв и в делах судопроизводства в Египте, Сирии, Иордании, Ираке, Ливане и других странах.

Абу Йусуф сказал:

«Абу Ханифа, да помилует его Аллах, скончался в середине месяца шаууаль 150 года хиджры».

Абу Хаййан аз-Зийади сказал:

«Дошло до меня, что, когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, во время которого душа его покинула тело». Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч».

Да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, и да возвысит Он его в Раю под знаменем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с пророками, правдивейшими, павшими за веру, и праведниками!